Кластер железнодорожного машиностроения Казахстана — в динамичном развитии

Создано: 27.09.2017 | 15:47
Кластер железнодорожного машиностроения Казахстана — в динамичном развитии

В рамках V Форума машиностроителей Казахстана на отдельной секции обсуждался вопрос о перспективах развития кластера железнодорожного машиностроения, в который входят 189 предприятий малого и среднего бизнеса

В рамках V Форума машиностроителей Казахстана на отдельной секции обсуждался вопрос о перспективах развития кластера железнодорожного машиностроения, в который входят 189 предприятий малого и среднего бизнеса.

Полноценный кластер в этой отрасли был создан по поручению Главы государства в рамках реализации Госпрограммы индустриально-инновационного развития. Благодаря этому удалось наладить партнерство с лидерами мирового машиностроения «General Electric», «Alstom», «Patentes Talgo S.L.», «SIEMENS» и другими, и в Казахстане было организовано современное производство подвижного состава. Сегодня на этих предприятиях выпускаются грузовые и пассажирские тепловозы и электровозы, вагоны, материалы для верхнего слоя дороги – рельсы, крестовины, железобетонные брусья, шпалы, рельсовые крепления, ремонтные комплекты и другое. За годы независимости отечественные производители выпустили 303 тепловоза, 62 электровоза, 552 пассажирских вагона, 7 321 грузовой вагон и более 200 тысяч тонн  рельсов. Благодаря этому создана база для развития новых отечественных производств, например, по выпуску запчастей, оборудования для подвижного состава. В результате развития отрасли открыто более 12 тысяч новых рабочих мест, освоен выпуск 5 120 видов железнодорожной продукции. Казахстанское содержание в произведенной продукции составляет, в среднем 37 процентов, до 2020 года планируется довести его до 51 процента.

Руководитель АО «Ремонт локомотивов» Талгат Лесов, бывший модератором заседания отраслевого сектора Форума сообщил, что проведена работа по расширению перечня продукции на предприятиях железнодорожного машиностроения.

«В прошлом году предприятие «Тулпар-Тальго» выпустило 116 пассажирских вагонов с широким кузовом, это повысило уровень комфортности для пассажиров. До 2022 года будет выпущено еще 603 таких вагона. Благодаря реализации программы развития скоростного пассажирского движения время в пути на основных направлениях сократилось в 2 раза», – отметил Т.Лесов.

Кроме того, он сообщил, что освоено производство инновационного грузового подвижного состава, в частности, полувагонов, зерновозов, фитинговых платформ. Их грузоподъемность увеличена на 20 процентов. Пробег без ремонта увеличен в три раза. Вместимость фитинговых платформ увеличена в 2 раза. Освоено производство пассажирских тепловозов серии ТЭП-33А и электровозов серии KZ4AT, планируется до 2020 года выпустить 75 пассажирских электровозов и 145 пассажирских тепловозов. Освоено производство термоупрочненных рельсов, которые раньше на территории СНГ не выпускались, в этом году получен сертификат Р65 ДТ350 СС. Эти рельсы в текущем году планируется выпустить для Узбекистана.

АО «НК «КТЖ», по поручению Президента, данному в Послании народу Казахстана, ведет работу по экспорту казахстанской продукции. Сегодня на экспорт для зарубежных железных дорог поставлено казахстанской продукции на сумму более 36 миллиардов тенге, или 100 миллионов долларов США. В частности, 23 казахстанских тепловоза поставлены в Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Туркменистан и Украину. В Азербайджан поставлено 1 280 стрелочных переводов, 600 штук колесных бандажей, в Узбекистан, Беларусь, Украину и Грузию – 5,2 тысячи тонн рельсов.

Общий потенциал экспорта железнодорожной продукции оценивается более, чем в 3 миллиарда долларов США, а география поставок охватывает 18 стран Евразийского континента. Сегодня «КТЖ» разрабатывает комплексную долгосрочную программу развития вагоностроительной отрасли. В ней будут предусмотрены не только объемы, но вопросы технического развития, законодательной и финансовой поддержки государства.

Кластер развивается, когда есть поддержка

Заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК Тимур Нурашев рассказал о мерах господдержки отечественных предприятий железнодорожного машиностроения. По привлечению инвестиций отрасль лидирует в машиностроении Казахстана, за 6 месяцев этого года объем инвестиций вырос в 20 раз.

Заместитель председателя Комитета транспорта МИР РК Дмитрий Потлов рассказал о поддержке потребителей продукции железнодорожного машиностроения. Были предложения по внесению поправок в законодательство о финансовой поддержке национальных производителей, в том числе о субсидиях при экспорте продукции.

О финансовых механизмах поддержки отечественных производителей рассказал руководитель проектной дирекции АО «БРК Лизинг» Азат Абайдильдин. Дочерняя организация «БРК», также входящая в состав холдинга «Байтерек» ставит своей целью развитие лизинга, производства, производственной инфраструктуры, привлечение инвестиций в экономику Казахстана.

Механизмы развития и продвижения экспорта

По словам директора департамента страхования АО «KAZAKH INVEST» Куаныша Мукажанова, экспортеров готовой казахстанской продукции насчитывается 1 486, из них 110 экспортируют продукцию машиностроения. В 2010-2016 годах и за 8 месяцев 2017 года заключено договоров на экспорт на сумму 1,9 миллиарда долларов США, из них 328 миллионов долларов приходится на машиностроительную отрасль. В числе таких предприятий «Локомотивосборочный завод» и «Тулпар-Тальго».

Руководитель методологической службы АО «Самрук-Казына» Мухит Магажанов сообщил, что казахстанское содержание в продукции железнодорожного машиностроения ежегодно увеличивается. О технической политике Фонда рассказал директор департамента технической политики и регулирования Талгат Канатбаев.

Презентация программы вагоностроения в Казахстане

Об этом рассказал директор технического центра АО «НК «КТЖ» Азамат Жанкельды. По его словам, в рамках ГП ИИР на 2015-2019 годы отрасль железнодорожного машиностроения указана в числе приоритетных секторов, поэтому в нацкомпании была подготовлена программа по выпуску грузовых вагонов. Программа состоит из двух этапов, первый до 2020 года, второй до 2023 года. Реализация программы поможет решить проблему нехватки вагонов в стране. Необходимость принятия этой программы связана с тем, что ежегодно выходят из эксплуатации в среднем 3,5 тысячи вагонов.

Развитие мощных заводов и экспортный потенциал

Руководитель АО «Локомотивосборочный завод» Марат Тлеубаев сообщил, что парк технологического оборудования завода состоит из более тысячи станков и обрабатывающих центров от мировых производителей. Здесь можно изготавливать любые изделия из металла.

По словам гендиректора ТОО «Тулпар-Тальго», которое выпускает два новых вида пассажирских вагонов повышенной вместимости по заказу АО «Пассажирские перевозки», Паскуаля Торреса, цель этих проектов – удовлетворение спроса пассажиров скорых поездов. Кроме того, снижение цены билетов, замена старых вагонов на новые. Следует отметить, что завод имеет готовый проект поездов с мотор-вагонами, которые можно предложить заказчикам на междугородние маршруты. Ведется работа по увеличению казахстанского содержания. Компания, работающая уже 6 лет, выпустила 20 составов, отвечающих международным требованиям. В последние два года ведется работа с партнерами в Иране, Узбекистане, России. В 2015 году в Иран был отправлен один состав «Тальго» для динамических испытаний. Состав понравился иранцам, сейчас готовятся финансовые документы для покупки вагонов.

Директор представительства ТОО «Актюбинский рельсовый завод», который открылся четыре года назад и ежегодно выпускает 200 тысяч тонн рельсов, Нурлан Алтынбеков сообщил, что перед заводом стоит цель – освоить производство фасонного проката, выйти с ним на мировой рынок и выпускать новые рельсы 60E1 и 60E2 в соответствии с евростандартом EN 13674-1:2011, для удовлетворения спроса на рельсы европейского стандарта.

По своим основным техническим характеристикам продукция завода долго служит, она надежная, даже превосходит российские аналоги. По многим параметрам она близка к качеству продукции известных мировых производителей.

Райхан Рахметова, газета Қазақстан теміржолшысы